Юлия Зеленина на сервере Проза.ру
Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт Юлии Зелениной
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
 
Главная » Статьи » Мои статьи

Топай-топай кверху п…

Все мы любим ностальгировать по старым ушедшим временам. Воспоминания – неисчерпаемый источник творческой энергии, да и вообще желания жить. Парадокс! Вот мы живем сегодня, нам трудно и иногда противно, но пройдет лет десять, и с какой радостью и умилением мы вспомним то, что ушло безвозвратно! И эта нескончаемая цепь перехода от настоящего к прошлому рождает целую историю нашего существования.

Самая благостная почва для воспоминаний – ушедший в историю Советский союз. Это уникальный период, включающий в себя несколько поколений, сознание которых находилось под властью коммунизма. По этому поводу сегодня рождается огромное количество анекдотов, шуток, и конечно, пьес. В своих произведениях авторы пытаются осудить, посмеяться или просто попытаться смаковать моменты, которые безвозвратно канули в никуда… Хотя, почему же канули! Они здесь, на полочках подсознания.

В Московском драматическом театре им. К.С. Станиславского идет пока еще свежий спектакль «Куба – любовь моя» по пьесе современного драматурга Михаила Бартенева.

Ностальгическая комедия – инсталляция в постановке Заслуженного деятеля искусств России Татьяны Ахрамковой. Начинается действо с антиромантичной девушки с аккордеоном, которая старательно поет песню «Орленок». Потом она прямо на наших глазах перевоплощается в бомжа и подходит к двум мусорным бакам – убежищу главных героев. Роли бичей исполняют Народный артист России Владимир Коренев (Кирюха) и Заслуженный артист России Роман Мадянов (Калина). Я понимаю, что слово БИЧ звучит несколько резковато, но не станем забывать, что по советским меркам это всего лишь аббревиатура от словосочетания: Бывший Интеллигентный Человек.

Помойка – место жительства двух потерянных для общества людей, которое они тщательно охраняют и берегут. Особенно ценны, конечно же, пустые бутылки, сдавание которых составляет основной доход обитателей дна. Периодически им «домой» доставляют «свежие» пакеты с мусором. По ходу действия бомжи ковыряются в отходах чужой жизни и складывают действенную мозаику спектакля благодаря разным находкам. Путем ассоциаций они греют свои пропащие души воспоминаниями о былых временах. Среди них и пионерия, и ласковый прищур вождя с портрета, и старый глобус, где страна под названием СССР занимает пол-планеты… Вот, казалось бы, и все: философия помойки на руинах «союзного» прошлого.

Переломным моментом сюжетной линии становится необычная находка бродяг – боевая граната. Тут, конечно, срабатывает принцип «ружья, висящего на стенке». После недолгих тисканий опасного предмета, решив что это всего лишь фикция, один из героев небрежно бросает ее и… Вот тут начинается самое любопытное: естественно герои не понимают, что находятся уже в переходной стадии между тем миром и этим. А «проводником» в последний путь становится давний знакомый Кирюхи и Калины бывший одноклассник. Естественно, не сразу бомжи обнаруживают в этом мальчишке некогда погибшего на школьном дворе ботаника-отличника. Ведь всех троих объединяет история, которую потерянные для общества обитатели помойки пытаются забыть (точнее сказать, не вспоминать) уже много лет. Происшествие на школьном дворе – вот основная причина «падения» двух героев. Много лет назад трех одноклассников унижали хулиганы, которые пытались сломить волю мальчишек, поставив на карачки и заставив, есть землю. Один из троицы был непреклонен, за что жестоко поплатился собственной жизнью. И вот теперь погибший мальчик возник, чтобы помочь вспомнить тот день и сбросить камень с души двух жалких людей, которым по большому счету Бог судья, ведь они и так жестоко наказаны. К финалу спектакля сзади на костюмчике мальчугана из прошлого мы обнаруживаем два маленьких белых крыла, которые свидетельствуют о том, что он являет собой не просто укор прошлого для Калины и Кирюхи, а не больше не меньше – ангела во плоти. Ну кто как не до боли знакомый представитель небесной канцелярии должен был забрать с грешной земли на бескрайние небеса двух трусишек-неудачников?!

Конечно, есть одна грубая, на мой взгляд, неточность – это возрастное несоответствие двух героев. Согласно сюжету, бомжующие персонажи по возрасту должны быть равны, так как по ходу действия мы узнаем, что они бывшие одноклассники. А артисты смотрятся как папа с сыном. Но, как я понимаю, акцент сделан «на звезд», а не на правдоподобность и реализм. Еще одна штука очень сильно смутила – это финал спектакля. Декорации крутились на круге и прямо на них транслировались кадры из фильма «Человек-амфибия». Мало того, по двигающимся декорациям в блестящем костюме в точности таком же, как у Ихтиандра – главного героя фильма, появился молодой человек. Лично я это рассудила как надуманный реверанс в сторону Владимира Коренева, исполнителя той самой роли и секс-символа 60-х, но к общему сюжету пьесы это не имело никакого отношения. Хотя оправдать столь изысканный поклон и спасибо «за тогда» и автор пьесы, и режиссер-постановщик попытались: после истории убийства мальчика-отличника, испуганные Калина и Кирюха прибежали домой. И в тот вечер показывали фильм. Какой именно, они вспомнили не сразу, ведь будни помойки заметно повлияли на состояние памяти двух главных героев. Но потом Кирюхе удалось вспомнить, что в тот вечер по ящику показали его любимое кино «Человек-амфибия». А затем с дрожью в голосе и слезами в глазах толи артист Коренев, толи все-таки его персонаж мучительно и печально говорит о том, что раньше он знал наизусть весь фильм. Подобная параллель умилила зрителя, и люди пытались максимально это продемонстрировать. Вот, мол, мы не дураки и догадались.

Перелистывая пожелтевшие страницы прошлого, каждый из нас помнит и ценит мгновения, связанные с той жизнью, немного странной, но честной и доброй. Советский Союз – грозное, но могучее словосочетание. Его принято ругать и восхвалять, но каждый из нас несет свою правду о том времени. Возможно, есть единомышленники автора, которых тоже волнуют именно те акценты, которые он попытался обострить в своем произведении. Например, в начале спектакля главные герои хоронят Союз: прижав к сердцу головные уборы, с иронией глядя на старый глобус, они говорят прощальную речь, шутливо перечисляют состояние безвременно ушедшего: «скопытился», «отбросил коньки» и т.д. насколько хватает фантазии автора. Жирной точкой в этой игре становится слово «умер». В чем-то это откровение для героев, потому что столь правдивое и подобающее слово они вспомнили в последнюю очередь. Не понятно, почему волнует бомжей, нашедших в связке «всего Ленина», несправедливость к фигуре Энгельса. Вот ленинизм, марксизм – есть, а за что обидели не менее весомую фигуру в истории человечества под фамилией Энгельс – не понятно бедному Калине! Ну, кто знает, поживи мы с вами на помойке, может и нас такие проблемы начнут трогать и волновать. И с каким-нибудь приятелем-пьяницей, глядя в ночное небо, стоит обсудить столь животрепещущую тему.

Ну, и напоследок еще одна фраза, которая возмутила мое естество. Зачем-то авторы спектакля ее выделили среди другого количества слов, произносимых бомжами. Именно с ней главные герои Кирюха и Калина возникли в начале спектакля, словно двое из ларца, открыв синхронно мусорные баки. Увидев даму с аккордеоном, покушающуюся на святыню – пустые бутылки они громко и членораздельно сказали: «топай-топай кверху …» Последнее слово произнесено вслух не было, но благодаря четкой артикуляции актеров-профессионалов оно долго звенело над залом…

Юлия Зеленина

Категория: Мои статьи | Добавил: zelenina (21.08.2007)
Просмотров: 770 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
[ Категории каталога ]
Мои статьи [7]
Про меня, оооооо.... [4]
Здесь есть любопытный материал, характерезующий меня и с положительной стороны!
Это надо знать [1]
Полезный материал для здоровья и ума

[ Форма входа ]

[ Наш опрос ]
Блондинки или брюнетки?
Всего ответов: 47

[ Поиск ]

[ Друзья сайта ]

Кинокомпания "Коннект Фильм"

http://www.dorus.ru/ - доска объявлений

[ Статистика ]

Copyright MyCorp © 2017Бесплатный хостинг uCoz