Юлия Ивановна Зеленина. Родилась в Тюмени 12 сентября 1979 года. Актриса Тюменского государственного театра драмы и комедии.
Алиса из Страны Чудес, шекспировская Джульетта, Снегурочка на новогодних праздниках – вот обличья, в которых появляется на сцене сегодняшняя героиня нашей рубрики – актриса Юлия Зеленина.
Хотя детство у Юли выдалось трудным, она называет его "временем маленьких сокровищ". На глазах у ребенка разрушилась семья. Сначала родители развелись, потом умерла мама. В 11 лет Юля осталась вдвоем с бабушкой в небольшом деревянном доме с "удобствами" на улице. Не удивительно, что девочка часто и тяжело болела.
Однако грусть и детство – вещи несовместимые. Устройство внутреннего мира маленького человечка таково, что он стремится забыть все тяжелое и цепляется за радостные пустяки. Юля, например, с удовольствием рассказывает, как играла в прятки в большой компании местной детворы. Благо, что деревянные улочки старой Тюмени богаты уютными уголками. "Мое детство – это тропинки среди кустов, высокие деревья, долгие беззаботные дни на улице, добрые и щедрые люди вокруг, – говорит Юля. – Если бы я выросла в благоустроенной квартире без всего этого, то стала бы немного другим человеком".
Времена существования Советского Союза сейчас модно ругать. Однако Юля с теплотой вспоминает о "пионерских годах": "Люди тогда были чище. Никому не казалось смешной надпись в автобусе "Совесть пассажира – лучший контролер". Сейчас, наоборот, создается впечатление, что каждый человек живет под персональным стеклянным колпаком, не задумываясь о чувствах окружающих".
Кстати, о совести. Юля помнит, когда в ней впервые проявилось это чувство. В детском садике воспитатели считали ее главной хулиганкой. Однажды маленькая девочка случайно подслушала, как воспитательница рассказывает ее бабушке о шалостях внучки. Испытанное тогда чувство стыда оказалось настолько острым, что Юля резко изменилась – стала "самой примерной девочкой".
Впервые актерские таланты ученицы школы N 30 Зелениной проявились в седьмом классе, когда она пришла на занятия детской киностудии "Нирвана". Юля вспоминает: "Мы были своего рода "универсалами" и умели все: писать сценарии, снимать на кинокамеру "Красногорск-3", проявлять и монтировать наши двухминутные фильмы, в которых, естественно, сами и "звездили".
В старших классах Юля занималась в профильном экономическом классе, где вели уроки преподаватели архитектурно-строительной академии. Свое будущее она связывала с карьерой инженера или экономиста. Так бы и получилось, если бы не вмешательство "Его Величества Случая". На вступительных экзаменах абитуриентка Зеленина не набрала нужного количества баллов. С горя начала было учиться на официантку, но тут услышала по радио сообщение о том, что Тюменский институт искусств и культуры объявляет набор юношей и девушек моложе 24 лет для обучения специальности "Актер театра драмы и кино".
Так, в сентябре 1996 году Юля Зеленина поступила на курс главного режиссера Тюменского театра драмы и комедии Алексея Ларичева. С началом студенческой жизни совпало еще одно радостное событие: наконец-то удалось переехать в благоустроенную квартиру.
Сразу же после поступления в институт 18 "питомцев Ларичева" появились на сцене в качестве массовки к спектаклю "Эквус". Юля вспоминает: "Все мы пришли на первый курс с наполеоновскими амбициями и "комплексом великого актера". Потом начался мучительный процесс избавления от иллюзий относительно собственной гениальности. Я заметила интересную закономерность: чем больше узнаешь о своей профессии, тем беззащитней себя ощущаешь. Актеры, как правило, – люди, вечно сомневающиеся в своем таланте. Если чувствуешь себя на сцене неуверенно, то начинаешь "стараться", а это выглядит ужасно. Опытные актеры не зря говорят, что нужно существовать на сцене, а не играть".
В 2000 году Юлию вместе с девятью однокурсниками взяли в труппу Тюменского театра драмы и комедии. Казалось бы, можно радоваться, но молодую актрису стал угнетать ярлычок "классическая лирическая героиня". Дело в том, что Юле довелось пережить долгий "сказочный период". Бывали целые месяцы, когда она играла большие роли исключительно в детских спектаклях. Именно тогда юные горожане увидели ее Алисой из Страны Чудес, Белоснежкой и даже Коньком-Горбунком. Да и ее роль в нашумевшем в свое время спектакле "…Чума на оба ваши дома" относится к лирическому амплуа – Джульетта.
Кстати, с ролью шекспировской героини для Юли связано одно необычное воспоминание. Во время новогодних праздников многие актеры подрабатывают Снегурочками и Дедами Морозами. Между прочим, необходимость несколько раз в день "зажигать елку" – это очень тяжелая работа. Как правило, к началу января актеры теряют голос. Не избежала этого и Юля. По злой иронии судьбы голосовые связки ослабели именно в тот день, когда ей нужно было вечером играть Джульетту. Молодежь дорожит каждым выходом на сцену, поэтому Юля не стала просить замену – решила рискнуть. Ей удалось настолько сконцентрироваться на роли, что, пока шел спектакль голос у нее звучал вполне приемлемо. Ушла за кулисы – и не могла произнести ни слова, оставалось лишь шептать. Видимо, на сцене продержалась исключительно на волевом усилии…
Сейчас целеустремленный характер помогает Юле искать роли, выходящие за рамки амплуа лирической героини. С помощью известного актера Вениамина Панова она подготовила композицию по стихам Марины Цветаевой "Феникс". Вероятно, в будущем сезоне появится на сцене уже как характерная актриса, в роли Йозефины в новом спектакле "Моцарт".
Правда, на театральные заработки актрисе в провинции прожить трудно, поэтому в свободное время Юля еще успевает работать корреспондентом и менеджером по рекламе в журнале "Семь вечеров". Юлия Зеленина считает, что символом нашего региона в последние годы стало слово "благополучие": "Так быстро все меняется, что дух захватывает. Если и дальше так пойдет, то Тюмень скоро станет походить на уютные европейские города".
|